КАК РОЖДАЕТСЯ БАТИК
Нас часто спрашивают: "А как вы это делаете?" Подразумевая процесс росписи шелка.
В этой статье мы хотели кратко рассказать о батике и описать этапы работы с тканью.
Батик (индонезийское слово, batik - "капля воска") - это обобщенное название совокупности различных ручных способов окрашивания ткани, в основе которых лежит процесс резервирования. Когда отдельные участки орнамента покрывают резервирующим составом, с тем чтобы при окрашивании предотвратить свободное перетекание краски и образовать орнамент.
Разделяют:
- горячий батик, где в качестве резерва выступает "горячий" расплавленный воск, который наносят на ткань с помощью специального инструмента, называемогочантингом;
- холодный батик, в этой технике в качестве резерва применяют готовые резиновые цветные или бесцветные резервы; считается, что холодный батик требует более аккуратной и тщательной работы над произведением, так как он создаётся "в один слой" (в отличие от многослойного горячего батика);
- свободная роспись, когда по ткани рисуют без использования резерва; эта техника требует особого мастерства от художника, твердой руки и высокой скорости исполнения иначе погрешностей в виде некрасивых подтеков краски и пятен не избежать; техника "в одно касание" позволяет создавать работы, сходные по восприятию с "мокрой" акварелью;
- узелковый батик (шибори, бандан ) - это совокупность различных способов складывания, завязывания, скручивания или прошивания ткани с дальнейшим окрашиванием, когда в результате всех манипуляций ткань приобретает характерный неповторимый абстрактный узор.
В своей работе мы используем холодный батик, разнообразные приемы свободной росписи и различные техники узелкового батика.
Рассмотрим на примере создания платка в техниках холодного батика и свободной росписи этапы работы с шелком:
1) разработка эскиза на бумаге - этот этап занимает от 1,5 до 3 часов в зависимости от сложности реализуемого замысла и площади работы (на создание эскиза для портьер или покрывала уходило 5-6 часов непрерывного труда);
2) натяжение шёлка на раму - важный этап с технической точки зрения, т.к. от того насколько сильно и равномерно натянут шелк зависит как ровно лягут краски на ткань; этот процесс занимает 10-15 минут, если речь идет о платке, и около 30 минут, если мы говорим о масштабных полотнищах;
3) перенесение изображения с эскиза на ткань, работа с резервами - чем более сложный и дробный орнамент, тем больше времени уйдет на этом этапе: от 40 минут до 2 часов чистого времени на платок 90х90 см; на портьеру 180х260 см у нашего художника ушло 8 часов непрерывного труда; важный этап - контуры орнамента должны выглядеть аккуратно и быть замкнутыми, иначе нежелательных подтеков краски не избежать;
4) высыхание резервирующего состава - контуры должны высохнуть, чтобы можно было приступить к окрашиванию, это занимает в среднем 40-50 минут;
5) роспись ткани, работа с красками - для работы мы используем различные виды белого, не окрашенного материала, сами составляем и смешиваем цвета исходя из потребностей клиентов или творческой задумки дизайнера; процесс тонировки фона, окрашивания различных деталей орнамента, придания объема и фактуры изображению, прорисовка тончайших линий - это долгий и кропотливый процесс занимает от 5 часов до 3-4 дней работы;
6) фиксация красок - важный этап, от правильной фиксации зависит качество изделия, чтобы его можно было смело стирать, не опасаясь потерять яркость красок и целостность орнамента, занимает в среднем 40 минут;
7) финальное оформление - если мы говорим о платке, то подразумеваем обработку краев, если же речь о других наших изделиях, то это может быть оформление в багет (картина), раскрой и пошив (одежда, подушки, шторы, ширмы), декорирование и фиксация (абажур, торшер); в среднем это занимает от 40 минут до нескольких дней.
Когда же наше детище, наконец, готово мы гордимся собой и радуемся, что с нашей помощью в мире стало чуть больше красоты!